Антикоррупционная политика ЗАО «МЦК» (Положение о мерах по предупреждению и противодействию коррупции в ЗАО «МЦК»)

1. Введение

1.1. Настоящее Положение о мерах по предупреждению и противодействию коррупции в ЗАО «МЦК» (далее – Антикоррупционная политика, Положение) разработано на основании и в соответствии с:

  • - Указом Президента Российской Федерации от 2 апреля 2013 г. № 309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции»;
  • - Законом РФ от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»;
  • - Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (КОАП РФ) от 30.12.2001 № 195-ФЗ;
  • - Трудовым кодексом Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ;
  • - Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»;
  • - Федеральным закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 323 - ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;
  • - Уставом ЗАО «МЦК».

1.2. Целью антикоррупционной политики, является обеспечение работы по профилактике и противодействию коррупции в ЗАО «МЦК».

1.3. Задачами антикоррупционной политики ЗАО «МЦК» являются:

  • - информирование работников о нормативно-правовом обеспечении работы по противодействию коррупции и ответственности за совершение коррупционных правонарушений;
  • - определение основных принципов противодействия коррупции в организации;
  • - методическое обеспечение разработки и реализации мер, направленных на профилактику и противодействие коррупции в организации.

2. Термины и определения

2.1. Коррупция – злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами. Коррупцией также является совершение перечисленных деяний от имени или в интересах юридического лица (п. 1 ст. 1 Закона № 273-ФЗ).

2.2. Противодействие коррупции – деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий (п. 2 ст. 1 Закона № 273-ФЗ):

а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);

б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);

в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

2.3. Предупреждение коррупции – деятельность организации, направленная на введение элементов корпоративной культуры, организационной структуры, правил и процедур, регламентированных внутренними нормативными документами, обеспечивающих недопущение коррупционных правонарушений.

2.4. Организация– юридическое лицо независимо от формы собственности, организационно-правовой формы и отраслевой принадлежности.

2.5. Контрагент – любое российское или иностранное юридическое или физическое лицо, с которым организация вступает в договорные отношения, за исключением трудовых отношений.

2.6. Взятка – получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации лично или через посредника денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконных оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав за совершение действий (бездействия) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе.

2.7. Коммерческий подкуп – незаконные передача лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением (ч. 1 ст. 204 УК РФ).

2.8. Комплаенс – обеспечение соответствия деятельности организации требованиям, налагаемым на нее российским и зарубежным законодательством, иными обязательными для исполнения регулирующими документами, а также создание в организации механизмов анализа, выявления и оценки рисков коррупционно опасных сфер деятельности и обеспечение комплексной защиты организации.

2.9. Конфликт интересов – ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) работника медицинской организации влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (трудовых) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью работника медицинской организации и правами и законными интересами медицинской организации, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам, имуществу и (или) деловой репутации медицинской организации, работником которой он является.

2.10. Конфликт интересов медицинского или фармацевтического работника - ситуация, при которой у медицинского работника или фармацевтического работника при осуществлении ими профессиональной деятельности возникает личная заинтересованность в получении лично либо через представителя компании материальной выгоды или иного преимущества, которое влияет или может повлиять на надлежащее исполнение ими профессиональных обязанностей вследствие противоречия между личной заинтересованностью медицинского работника или фармацевтического работника и интересами пациента.

2.11. Под личной заинтересованностью медицинского или фармацевтического работника, которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей, понимается возможность получения медицинским или фармацевтическим работником при исполнении должностных (служебных) обязанностей доходов в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц.

3. Нормативно-правовое обеспечение мер по предупреждению коррупции в медицинской организации

3.1. Обязанность ЗАО «МЦК» принимать меры по предупреждению коррупции

3.1.1. Основополагающим нормативным правовым актом в сфере борьбы с коррупцией является Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ).

3.1.2. Частью 1 статьи 13.3 Федерального закона № 273-ФЗ установлена обязанность организаций всех организационно-правовых форм разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции. Меры, рекомендуемые к применению в организациях, содержатся в части 2 указанной статьи.

3.2. Ответственность юридических лиц

3.2.1. Общие нормы

3.2.1.1. Общие нормы, устанавливающие ответственность юридических лиц за коррупционные правонарушения, закреплены в статье 14 Федерального закона № 273-ФЗ. В соответствии с данной статьей, если от имени или в интересах юридического лица осуществляются организация, подготовка и совершение коррупционных правонарушений или правонарушений, создающие условия для совершения коррупционных правонарушений, к юридическому лицу могут быть применены меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3.2.1.2. Применение мер ответственности за коррупционное правонарушение к юридическому лицу не освобождает от ответственности за данное коррупционное правонарушение виновное физическое лицо. Привлечение к уголовной или иной ответственности за коррупционное правонарушение физического лица не освобождает от ответственности за данное коррупционное правонарушение юридическое лицо.

3.2.2. Незаконное вознаграждение от имени юридического лица

3.2.2.1. Статья 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) устанавливает меры ответственности за незаконное вознаграждение от имени юридического лица (незаконные передача, предложение или обещание от имени или в интересах юридического лица должностному лицу, лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление имущественных прав за совершение в интересах данного юридического лица должностным лицом, лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации действия (бездействие), связанного с занимаемым ими служебным положением, влечет наложение на юридическое лицо административного штрафа).

3.2.3. Незаконное привлечение к трудовой деятельности бывшего государственного (муниципального) служащего

3.2.3.1. В своей деятельности медицинская организация учитывает положения статьи 12 Федерального закона № 273-ФЗ, устанавливающие ограничения для гражданина, занимавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора.

3.3. Ответственность физических лиц

3.3.1. Ответственность физических лиц за коррупционные правонарушения установлена статьей 13 Федерального закона № 273-ФЗ. Граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3.3.2. В Трудовом кодексе Российской Федерации (далее – ТК РФ) существует возможность привлечения работника к дисциплинарной ответственности. Так, согласно статье 192 ТК РФ к дисциплинарным взысканиям, в частности, относится увольнение работника по основаниям, предусмотренным пунктами 5, 6, 9 или 10 части первой статьи 81, пунктом 1 статьи 336, а также пунктами 7 или 7.1 части первой статьи 81 ТК РФ в случаях, когда виновные действия, дающие основания для утраты доверия, совершены работником по месту работы и в связи с исполнением им трудовых обязанностей.

3.3.3. Трудовой договор может быть расторгнут работодателем, в том числе в следующих случаях:

  • - однократного грубого нарушения работником трудовых обязанностей, выразившегося в разглашении охраняемой законом тайны (государственной, врачебной, коммерческой и иной), ставшей известной работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей, в том числе разглашении персональных данных другого работника (подпункт «в» пункта 6 части 1 статьи 81 ТК РФ);
  • - совершения виновных действий работником, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему со стороны работодателя (пункт 7 части первой статьи 81 ТК РФ);
  • - принятия необоснованного решения руководителем организации (филиала, представительства), его заместителями и главным бухгалтером, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества, неправомерное его использование или иной ущерб имуществу организации (пункт 9 части первой статьи 81 ТК РФ);
  • - однократного грубого нарушения руководителем организации, его заместителями своих трудовых обязанностей (пункт 10 части первой статьи 81 ТК РФ).

4. Основные принципы противодействия коррупции в ЗАО «МЦК»

4.1. Система мер противодействия коррупции в медицинской организации основывается на следующих ключевых принципах:

4.1.1. Принцип соответствия политики ЗАО «МЦК» действующему законодательству и общепринятым нормам.

Соответствие реализуемых антикоррупционных мероприятий Конституции РФ, заключенным Российской Федерацией международным договорам, законодательству Российской Федерации и иным нормативным правовым актам, применимым к организации.

4.1.2. Принцип личного примера руководства.

Ключевая роль руководства организации в формировании культуры нетерпимости к коррупции и в создании внутриорганизационной системы предупреждения и противодействия коррупции.

4.1.3. Принцип вовлеченности работников.

Информированность работников организации о положениях антикоррупционного законодательства и их активное участие в формировании и реализации антикоррупционных стандартов и процедур.

4.1.4. Принцип соразмерности антикоррупционных процедур риску коррупции.

Разработка и выполнение комплекса мероприятий, позволяющих снизить вероятность вовлечения организации, ее руководителей и сотрудников в коррупционную деятельность, осуществляются с учетом существующих в деятельности ЗАО «МЦК» коррупционных рисков.

4.1.5. Принцип эффективности антикоррупционных процедур.

Применение в ЗАО «МЦК» таких антикоррупционных мероприятий, которые имеют низкую стоимость, обеспечивают простоту реализации и приносят значимый результат.

4.1.6. Принцип ответственности и неотвратимости наказания.

Неотвратимость наказания для работников ЗАО «МЦК» вне зависимости от занимаемой должности, стажа работы и иных условий в случае совершения ими коррупционных правонарушений в связи с исполнением трудовых обязанностей, а также персональная ответственность руководства организации за реализацию внутриорганизационной антикоррупционной политики.

4.1.7. Принцип открытости деятельности.

Информирование контрагентов, партнеров, заказчиков, пациентов, а так же общественности о принятых в ЗАО «МЦК» антикоррупционных стандартах осуществления медицинской деятельности.

4.1.8. Принцип постоянного контроля и регулярного мониторинга.

Регулярный мониторинг эффективности внедренных антикоррупционных стандартов и процедур, а также контроля их исполнения.

5. Антикоррупционная политика ЗАО «МЦК»

5.1.1. Общие подходы к разработке и реализации антикоррупционной политики.

Антикоррупционная политика ЗАО «МЦК» представляет собой комплекс взаимосвязанных принципов, процедур и конкретных мероприятий, направленных на профилактику и пресечение коррупционных правонарушений в деятельности организации.

Сведения о реализуемой в организации антикоррупционной политике закрепляются в данном Положении, а также в иных локальных нормативных актах, обязательных для выполнения всеми работниками медицинской организации.

5.2. Информирование работников о принятой в организации антикоррупционной политике.

Утвержденная антикоррупционная политика организации доводится до сведения всех работников организации. Организуется ознакомление с политикой работников, принимаемых на работу организацию, под подпись. Обеспечивается возможность беспрепятственного доступа работников к тексту документа. Антикоррупционная политика ЗАО «МЦК» размещена на сайте организации.

5.3. Реализация предусмотренных политикой антикоррупционных мер.

Утвержденная политика подлежит непосредственной реализации и применению в деятельности ЗАО «МЦК». Исключительно большое значение на этой стадии имеет поддержка антикоррупционных мероприятий и инициатив руководством организации. Для реализации указанной политики в медицинской организации разрабатываются соответствующие меры, в том числе и представленные в данном Положении.

5.4. Анализ применения антикоррупционной политики и при необходимости ее пересмотр.

5.4.1. В ЗАО «МЦК» проводится регулярный мониторинг хода и эффективности реализации антикоррупционной политики.

5.4.2. В случае выявления по результатам мониторинга неэффективности реализуемых антикоррупционных мероприятий в антикоррупционную политику вносятся необходимые дополнения и изменения.

5.4.2. Пересмотр принятой антикоррупционной политики может проводиться и в иных случаях, таких как внесение изменений в Трудовой кодекс и законодательство о противодействии коррупции, изменение организационно-правовой формы организации и т.д.

5.5. Область применения политики и круг лиц, попадающих под ее действие.

Основным кругом лиц, попадающих под действие политики, являются работники ЗАО «МЦК», находящиеся с ней в трудовых отношениях, вне зависимости от занимаемой должности и выполняемых функций. Однако политика закрепляет случаи и условия, при которых ее действие распространяется и на других лиц, например, физических и (или) юридических лиц, с которыми организация вступает в иные договорные отношения. Эти случаи, условия и обязательства также закреплены в договорах, заключаемых организацией с контрагентами.

5.6. Закрепление обязанностей работников ЗАО «МЦК», связанных с предупреждением и противодействием коррупции

5.6.1. Обязанности работников организации в связи с предупреждением и противодействием коррупции устанавливаются настоящим Положением и при необходимости иными локальными нормативными актами, принимаемыми в медицинской организации.

5.6.2. Общими обязанностями работников медицинской организации в связи с предупреждением противодействием коррупции являются следующие:

  • - воздерживаться от совершения и (или) участия в совершении коррупционных правонарушений в интересах или от имени организации;
  • - воздерживаться от поведения, которое может быть истолковано окружающими как готовность совершить или участвовать в совершении коррупционного правонарушения в интересах или от имени организации;
  • - незамедлительно информировать непосредственного руководителя / лицо, ответственное за реализацию антикоррупционной политики / руководство организации о случаях склонения работника к совершению коррупционных правонарушений;
  • - информировать непосредственного начальника / лицо, ответственное за реализацию антикоррупционной политики / руководство организации о ставшей известной работнику информации о случаях совершения коррупционных правонарушений другими работниками, контрагентами организации или иными лицами;
  • - сообщить непосредственному начальнику или иному ответственному лицу о возможности возникновения либо о возникшем у работника конфликте интересов.

5.6.3. В ЗАО «МЦК» установлены специальные обязанности в связи с предупреждением и противодействием коррупции для следующих категорий лиц, работающих в организации:

1) руководство организации;

2) лица, ответственные за реализацию антикоррупционной политики;

3) работники, чья деятельность связана с коррупционными рисками;

4) лица, проводящие внутренний контроль и аудит, и др.

5.6.4. Исходя их положений статьи 57 ТК РФ по соглашению сторон в трудовой договор могут также включаться права и обязанности работника и работодателя, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, локальными нормативными актами (включая локальные нормативные акты, регламентирующие деятельность по противодействию и предупреждению коррупции), а также права и обязанности работника и работодателя, вытекающие из условий коллективного договора, соглашений.

5.6.5. При условии закрепления обязанностей работника в связи с предупреждением и противодействием коррупции в трудовом договоре работодатель вправе применить к работнику меры дисциплинарного взыскания, включая увольнение, при наличии оснований, предусмотренных ТК РФ, за совершения неправомерных действий, повлекших неисполнение возложенных на него трудовых обязанностей.

5.7. Установление перечня проводимых ЗАО «МЦК» антикоррупционных мероприятий и порядок их выполнения (применения)

В антикоррупционную политику медицинской организации включается перечень конкретных мероприятий, которые реализуются и планируются к реализации в медицинской организации в целях предупреждения и противодействия коррупции.

6. Антикоррупционные мероприятия

6.1. В медицинской организации реализуются следующие антикоррупционные мероприятия:

6.1.1. В части разработки и введения специальных антикоррупционных процедур:

  • - по соблюдению ограничений, налагаемых на медицинских работников и фармацевтических работников при осуществлении ими профессиональной деятельности;
  • - по предотвращению конфликта интересов и при возникновении конфликта интересов медицинских или фармацевтических работников при осуществлении ими профессиональной деятельности;
  • - иных необходимых процедур (при необходимости).

6.1.2. Проведение периодической оценки коррупционных рисков в целях выявления сфер деятельности организации, наиболее подверженных таким рискам, и разработка соответствующих антикоррупционных мер.

6.1.3. В части обучения и информирования работников:

  • - ежегодное ознакомление работников под роспись с нормативными документами, регламентирующими вопросы предупреждения и противодействия коррупции в организации;
  • - проведение обучающих мероприятий по вопросам профилактики и противодействия коррупции;
  • - организация индивидуального консультирования работников по вопросам применения (соблюдения) антикоррупционных стандартов и процедур.

6.1.4. В части обеспечения соответствия системы внутреннего контроля и аудита медицинской организации требованиям антикоррупционной политики организации:

  • - осуществление регулярного контроля соблюдения всеми категориями работников требований локальных нормативных актов;
  • - осуществление регулярного контроля данных бухгалтерского учета, наличия и достоверности первичных документов бухгалтерского учета;
  • - осуществление регулярного контроля экономической обоснованности расходов в сферах с высоким коррупционным риском: обмен деловыми подарками, представительские расходы, благотворительные пожертвования, вознаграждения внешним консультантам.

6.1.5. В части привлечения экспертов:

  • - периодическое проведение внешнего аудита;
  • - привлечение внешних независимых экспертов при осуществлении хозяйственной деятельности организации и организации антикоррупционных мер.

6.1.6. В части оценки результатов проводимой антикоррупционной работы:

  • проведение регулярной оценки результатов работы по противодействию коррупции.

7. Должностное лицо, ответственное за противодействие коррупции

7.1. Лицом, ответственным за противодействие коррупции в ЗАО «МЦК» (далее – Ответственное лицо) является генеральный директор или уполномоченное им соответствующим приказом лицо.

7.2. Деятельность Ответственного лица включает:

  • - разработка и представление на утверждение генеральному директору ЗАО «МЦК» проектов локальных нормативных актов организации, направленных на реализацию мер по предупреждению коррупции;
  • - проведение контрольных мероприятий, направленных на выявление коррупционных правонарушений работниками организации;
  • - организация проведения оценки коррупционных рисков;
  • - прием и рассмотрение сообщений о случаях склонения работников к совершению коррупционных правонарушений в интересах или от имени иной организации, а также о случаях совершения коррупционных правонарушений работниками, контрагентами организации или иными лицами;
  • - организация заполнения и рассмотрения деклараций о конфликте интересов;
  • - организация обучающих мероприятий по вопросам профилактики и противодействия коррупции и индивидуального консультирования работников;
  • - оказание содействия уполномоченным представителям контрольно-надзорных и правоохранительных органов при проведении ими инспекционных проверок деятельности организации по вопросам предупреждения и противодействия коррупции;
  • - оказание содействия уполномоченным представителям правоохранительных органов при проведении мероприятий по пресечению или расследованию коррупционных преступлений, включая оперативно-розыскные мероприятия.

8. Оценка коррупционных рисков.

8.1. Целью оценки коррупционных рисков – определение конкретных процессов и деловых операций в деятельности ЗАО «МЦК», при реализации которых наиболее высока вероятность совершения работниками организации коррупционных правонарушений как в целях получения личной выгоды, так и в целях получения выгоды организацией.

8.2. В медицинской организации выделяют следующие категории (группы) коррупционных рисков.

8.2.1. Коррупционные риски по процессам:

  • - осуществление медицинской деятельности;
  • - осуществление научно-исследовательской деятельности;
  • - оказание платных медицинских услуг;
  • - закупки и иная финансово-хозяйственная деятельность.

8.2.2. Коррупционные риски по категориям работников:

  • - руководство медицинской организации (генеральный директор и заместитель(и));
  • - бухгалтер, гл. бухгалтер;
  • - зав. хозяйственной частью;
  • - медицинские работники.

8.3. В целях минимизации коррупционных рисков в ЗАО «МЦК» реализуются следующие механизмы:

  • - детальное закрепление в локальных нормативных актах деятельности медицинской организации по осуществлению его основных функций, установленных законодательством о здравоохранении;
  • - детальное закрепление в локальных нормативных актах деятельности медицинской организации по оказанию платных услуг;
  • - обеспечение информационной открытости деятельности медицинской организации в соответствии с требованиями действующего законодательства;
  • - введение необходимых ограничений для отдельных категорий работников;
  • - а также иные механизмы.

9. Выявление и урегулирование конфликта интересов

9.1. Своевременное выявление конфликта интересов в деятельности работников ЗАО «МЦК» является одним из ключевых элементов предотвращения коррупционных правонарушений.

9.2. Деятельность медицинской организации по выявлению и предотвращению конфликта интересов в медицинской организации регулируется настоящим Положением и при необходимости иными локальными нормативными актами.

9.3. Основные принципы управления конфликтом интересов в медицинской организации:

  • - обязательность раскрытия сведений о реальном или потенциальном конфликте интересов;
  • - индивидуальное рассмотрение и оценка репутационных рисков для организации при выявлении каждого конфликта интересов и его урегулирование;
  • - конфиденциальность процесса раскрытия сведений о конфликте интересов и процесса его урегулирования;
  • - соблюдение баланса интересов организации и работника при урегулировании конфликта интересов;
  • - защита работника от преследования в связи с сообщением о конфликте интересов, который был своевременно раскрыт работником и урегулирован (предотвращен) организацией.

9.4. Общие обязанности работников медицинской организации в связи с раскрытием и урегулированием конфликта интересов:

  • - при принятии решений по деловым вопросам и выполнении своих трудовых обязанностей руководствоваться интересами организации – без учёта своих личных интересов, интересов своих родственников и друзей;
  • - избегать (по возможности) ситуаций и обстоятельств, которые могут привести к конфликту интересов;
  • - раскрывать возникший (реальный) или потенциальный конфликт интересов;
  • - содействовать урегулированию возникшего конфликта интересов.

9.5. Общий порядок раскрытия конфликта интересов работником медицинской организации:

  • - раскрытие сведений о конфликте интересов при приеме на работу;
  • - раскрытие сведений о конфликте интересов при назначении на новую должность;
  • - разовое раскрытие сведений по мере возникновения ситуаций конфликта интересов;

Раскрытие сведений о конфликте интересов осуществляется в письменном виде.

9.6. Поступившая информация о конфликте интересов тщательно проверяется уполномоченным на это должностным лицом с целью оценки серьезности возникающих для организации рисков и выбора наиболее подходящей формы урегулирования конфликта интересов.

9.7. Возможные способы разрешения возникшего конфликта интересов, в том числе:

  • - ограничение доступа работника к конкретной информации, которая может затрагивать личные интересы работника;
  • - добровольный отказ работника организации или его отстранение (постоянное или временное) от участия в обсуждении и процессе принятия решений по вопросам, которые находятся или могут оказаться под влиянием конфликта интересов;
  • - пересмотр и изменение функциональных обязанностей работника;
  • - временное отстранение работника от должности, если его личные интересы входят в противоречие с функциональными обязанностями;
  • - перевод работника на должность, предусматривающую выполнение функциональных обязанностей, не связанных с конфликтом интересов;
  • - отказ работника от своего личного интереса, порождающего конфликт с интересами организации;
  • - увольнение работника из организации по инициативе работника;
  • - увольнение работника по инициативе работодателя за совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей.

10. Возможные ситуации возникновения конфликта интересов

10.1. Возможные общие ситуации возникновения конфликта интересов работников в медицинской организации:

10.1.1. Работник медицинской организации в ходе выполнения своих трудовых обязанностей участвует в принятии решений, которые могут принести материальную или нематериальную выгоду лицам, являющимся его родственниками, друзьями или иным лицам, с которыми связана его личная заинтересованность.

10.1.2. Работник медицинской организации участвует в принятии кадровых решений в отношении лиц, являющихся его родственниками, друзьями или иными лицами, с которым связана его личная заинтересованность.

10.1.3. Работник медицинской организации или иное лицо, с которым связана личная заинтересованность работника, выполняет или намерен выполнять оплачиваемую работу в иной организации, имеющей деловые отношения с медицинской организацией, намеревающейся установить такие отношения или являющейся его конкурентом.

10.1.4. Работник медицинской организации принимает решение о закупке товаров медицинской организацией, являющихся результатами интеллектуальной деятельности, на которую он или иное лицо, с которым связана личная заинтересованность работника, обладает исключительными правами.

10.1.5. Работник медицинской организации или иное лицо, с которым связана личная заинтересованность работника, владеет ценными бумагами иной организации, которая имеет деловые отношения с медицинской организацией, намеревается установить такие отношения или является ее конкурентом.

10.1.6. Работник медицинской организации или иное лицо, с которым связана личная заинтересованность работника, имеет финансовые или имущественные обязательства перед иной организацией, которая имеет деловые отношения с медицинской организацией, намеревается установить такие отношения или является ее конкурентом.

10.1.7. Работник медицинской организации принимает решения об установлении (сохранении) деловых отношений медицинской организации с иной организацией, которая имеет перед работником или иным лицом, с которым связана личная заинтересованность работника, финансовые или имущественные обязательства.

10.1.8. Работник медицинской организации или иное лицо, с которым связана личная заинтересованность работника, получает материальные блага или услуги от иной организации, которая имеет деловые отношения с медицинской организацией, намеревается установить такие отношения или является ее конкурентом.

10.1.9. Работник медицинской организации или иное лицо, с которым связана личная заинтересованность работника, получает дорогостоящие подарки от своего подчиненного или иного работника медицинской организации, в отношении которого работник выполняет контрольные функции.

10.1.10. Работник медицинской организации уполномочен принимать решения об установлении, сохранении или прекращении деловых отношений медицинской организации с иной организацией, от которой ему поступает предложение трудоустройства.

10.1.11. Работник медицинской организации использует информацию, ставшую ему известной в ходе выполнения трудовых обязанностей, для получения выгоды или конкурентных преимуществ при совершении коммерческих сделок для себя или иного лица, с которым связана личная заинтересованность работника.

10.2. Возможные ситуации возникновения конфликта интересов медицинских работников при выполнении ими профессиональных обязанностей могут регулироваться также иными локальными нормативными актами, утверждаемыми генеральным директором.

11. Стандарты поведения работников медицинской организации

11.1. Важным элементом работы по предупреждению коррупции является внедрение антикоррупционных стандартов поведения работников в корпоративную культуру медицинской организации.

11.2. Настоящее Положение устанавливает ряд общих правил и стандартов поведения работников медицинской организации, затрагивающих общую этику деловых отношений и направленных на формирование этичного, добросовестного поведения работников и организации в целом и принятые в данном профессиональном сообществе. К таковым относятся:

  • - соблюдение высоких этических стандартов поведения, уважительного отношения к коллегам и пациентам;
  • - поддержание высоких стандартов профессиональной деятельности;
  • - следование лучшим практикам корпоративного управления;
  • - создание и поддержание атмосферы доверия и взаимного уважения;
  • - следование принципу добросовестной конкуренции;
  • - соблюдение законности и принятых на себя договорных обязательств;
  • - соблюдение принципов объективности и честности при принятии кадровых решений.

12. Обучение и консультирование работников

12.1. При организации обучения работников медицинской организации вопросам профилактики и противодействия коррупции учитывается категория обучаемых и время его проведения.

12.2. Обучение проводится по следующей тематике:

  • - коррупция в государственном и частном секторах экономики;
  • - юридическая ответственность за совершение коррупционных правонарушений;
  • - ознакомление с требованиями законодательства и внутренними документами организации по вопросам противодействия коррупции и порядком их применения в деятельности организации;
  • - выявление и разрешение конфликта интересов при выполнении трудовых обязанностей;
  • - поведение в ситуациях коррупционного риска, в частности в случаях вымогательства взятки со стороны должностных лиц государственных и муниципальных, иных организаций;
  • - взаимодействие с правоохранительными органами по вопросам профилактики и противодействия коррупции.

12.3. В зависимости от времени проведения выделяют следующие виды обучения:

  • - обучение по вопросам профилактики и противодействия коррупции непосредственно при приёме на работу;
  • - обучение при назначении работника на иную, более высокую должность, предполагающую исполнение обязанностей, связанных с предупреждением и противодействием коррупции;
  • - периодическое обучение работников с целью поддержания их знаний и навыков в сфере противодействия коррупции на должном уровне;
  • - дополнительное обучение в случае выявления провалов в реализации антикоррупционной политики, одной из причин которых является недостаточность знаний и навыков работников в сфере противодействия коррупции.

12.4. Консультирование по вопросам противодействия коррупции осуществляется в индивидуальном порядке. Ответственным лицом за проведение такого консультирования является лицо, ответственное за противодействие коррупции в медицинской организации.

12.5. Консультирование по частным вопросам противодействия коррупции и урегулирования конфликта интересов проводится в конфиденциальном порядке.

13. Внутренний контроль и аудит

13.1 Внутренний контроль хозяйственных операций в медицинской организации осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

13.2. В ЗАО «МЦК» при проведении внутреннего контроля и аудита осуществляется контроль обеспечения соответствия деятельности организации требованиям нормативных правовых актов и локальных нормативных актов, в том числе:

  • - проверка соблюдения различных организационных процедур и правил деятельности, которые значимы с точки зрения работы по профилактике и предупреждению коррупции;
  • - контроль соблюдения ограничений, налагаемых на медицинских и фармацевтических работников при осуществлении ими профессиональной деятельности;
  • - контроль документирования операций хозяйственной деятельности организации;
  • - проверка экономической обоснованности осуществляемых операций в сферах коррупционного риска.

13.3. Контроль документирования операций хозяйственной деятельности направлен на предупреждение и выявление соответствующих нарушений: составления неофициальной отчетности, использования поддельных документов, записи несуществующих расходов, отсутствия первичных учетных документов, исправлений в документах и отчетности, уничтожения документов и отчетности ранее установленного срока и т.д.

13.4. Проверка экономической обоснованности осуществляемых операций в сферах коррупционного риска может проводиться в отношении обмена деловыми подарками, представительских расходов, благотворительных пожертвований, вознаграждений внешним консультантам и других сфер. При этом принимается во внимание наличие обстоятельств – индикаторов неправомерных действий, в том числе:

  • - оплата услуг, характер которых не определен либо вызывает сомнения;
  • - предоставление дорогостоящих подарков, оплата транспортных, развлекательных услуг, предоставление иных ценностей или благ внешним консультантам, государственным или муниципальным служащим, работникам аффилированных лиц и контрагентов;
  • - выплата посреднику или внешнему консультанту вознаграждения, размер которого превышает обычную плату для организации или плату для данного вида услуг;
  • - закупки или продажи по ценам, значительно отличающимся от рыночных;
  • - сомнительные платежи наличными.

14. Сотрудничество с правоохранительными органами в сфере противодействия коррупции

14.1. Сотрудничество с правоохранительными органами является важным показателем действительной приверженности медицинской организации декларируемым антикоррупционным стандартам поведения.

14.2. ЗАО «МЦК» не принимает каких-либо санкций в отношении своих сотрудников, сообщивших в правоохранительные органы о ставшей им известной в ходе выполнения трудовых обязанностей информации о подготовке или совершении коррупционного правонарушения.

14.3. Сотрудничество с правоохранительными органами осуществляется в различных формах, в том числе:

  • - оказания содействия уполномоченным представителям контрольно-надзорных и правоохранительных органов при проведении ими инспекционных проверок деятельности организации по вопросам предупреждения и противодействия коррупции;
  • - оказания содействия уполномоченным представителям правоохранительных органов при проведении мероприятий по пресечению или расследованию коррупционных преступлений, включая оперативно-розыскные мероприятия.

14.4. Руководство медицинской организации и её сотрудники:

  • - оказывают поддержку в выявлении и расследовании правоохранительными органами фактов коррупции;
  • - предпринимают необходимые меры по сохранению и передаче в правоохранительные органы документов и информации, содержащей данные о коррупционных правонарушениях.

14.5. Руководство медицинской организации и её сотрудники не допускают вмешательства в выполнение служебных обязанностей должностными лицами контрольно-надзорных, судебных или правоохранительных органов.